Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
В своей деятельности образовательное учреждение МБОУ «Школа №110» ориентируется, прежде всего, на стратегические цели развития образования в Российской Федерации, на реализацию приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направленной на модернизацию и развитие системы общего образования страны.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В первую очередь, – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться применять свои знания на практике. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов (ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека) удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше.
План внеурочной деятельности на 2024 - 2025 учебный год
План внеурочной деятельности на 2022 - 2023 учебный год
Образовательная программа дополнительного образования на 2022-2023 учебный год
План внеурочной деятельности для учащихся 1 – 4-х классов МБОУ «Школа №110»на 2020-2021 учебный год
План внеурочной деятельности в 5-8 классах на 2020-2021гг.
Расписание внеурочной деятельности для учащихся 1 – 4-х классов на 2020-2021 учебный год
Расписание внеурочной деятельности для учащихся 5 – 10-х классов на 2020-2021 учебный год
Цели, задачи и принципы внеурочной деятельности.
Цель внеурочной деятельности
Создание условий для реализации обучающимися своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности :
- расширение общекультурного кругозора;
- формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
- включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
- формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
-участие в общественно значимых делах;
- помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
- создание пространства для межличностного общения
Задачи внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования согласуются с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
включение обучающихся в разностороннюю деятельность формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- воспитание целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) – для формирования здорового образа жизни.
Принципами организации внеурочной деятельности в МБОУ «Школа №110» являются:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в школе - реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы.
Ориентирами в организации внеурочной деятельности в 1-4 классах нашей школы являются следующие:
- запросы родителей, законных представителей обучающихся;
- приоритетные направления деятельности школы;
- интересы и склонности педагогов;
- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
Организация внеурочной деятельности
Занятия по внеурочной деятельности проводят опытные квалифицированные педагоги: учителя начальных классов (классные руководители), учителя-предметники, педагоги дополнительного образования.
Программы внеурочной деятельности разрабатываются педагогами самостоятельно (авторские) или на основе переработки программ разработанных ИПК И ПРО Ростовской области. Разработанные программы утверждаются на заседании педагогического совета МБОУ «Школа№ 110».
Внеурочная деятельность является обязательной частью учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для каждого обучающегося.
Объем внеурочной деятельности на одного обучающегося составляет до10 часов в неделю. Поэтому план внеурочной деятельности обеспечивает реализацию всех направлений развития личности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Модель организации внеурочной деятельности школы-оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники учреждения.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в том числе через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором.
Основные направления внеурочной деятельности, планируются в образовательном учреждении МБОУ «Школа №110» на 2016-2017 учебный год с учетом выбора учеников и их родителей:
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Социальное
№ |
Направления внеурочной деятельности |
Формы организации внеурочной деятельности |
1. |
Спортивно – оздоровительное |
Подвижные игры
|
2. |
Обще-интеллектуальное |
Для тех, кто любит математику Учебно – исследовательская деятельность |
3. |
Социальное
|
Мир профессий
|
4. |
Общекультурное
|
Библиографический кружок Все цветы радуги Технология искусств Смотрю на мир глазами художника Палитра |
5. |
Духовно – нравственное
|
Доноведение |
Спортивно-оздоровительное направление.
Цель: формирование у детей музыкально-ритмических умений; обучение самостоятельной и коллективной работе, самоконтроля и взаимоконтроля; создание базы для творческого мышления детей; крепление здоровья; повышение физической подготовленности двигательного опыта. Развитие физических качеств, силы, быстроты, выносливости.
Результаты: сформированные знания о здоровом образе жизни, жизненной активности, физической гибкости.
Формы работы: игровые занятия.
Духовно-нравственное направление.
Цель: знакомство с историей, географическим положением, героическими событиями Донской земли, подвигами земляков; развитие коммуникативных умений; введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирования личности.
Результаты: расширение кругозора, получение первичных знаний о своем родном крае.
Формы работы: творческая мастерская, беседы, чтение художественных произведений, экскурсионная деятельность в краеведческий музей, выставки работ.
Обще-интеллектуальное направление.
Цель: расширить представления учащихся о различных видах моделирования, сформировать конструктивные умения и навыки, развитие памяти, внимания, установление простейших причинно-следственных связей; создание условий для развития познавательной и коммуникативной компетенции.
Результаты: развитие у детей интуиции, пространственного и логического мышления, формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать её
Формы работы: школьные научные общества, соревнования, клубы, исследовательские проекты.
Общекультурное направление.
Цель: сформировать творческие способности обучающихся, дать возможность обучающимся творческого саморазвития; учить продуктивному взаимодействию.
Результаты: сформированность у школьников позитивного отношения искусству, участие в школьных музыкальных мероприятиях.
Формы работы: творческая мастерская, игровая.
Социальное направление.
Цель: формирование у школьников социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, навыков общения со сверстниками, с взрослыми людьми, с окружающим миром, обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия.
Результаты: сформированность у школьников знаний о нормах поведения человека в обществе, положительного отношения к школе, городу, к общечеловеческим ценностям общества (отечество, труд, познание, жизнь, человек).
Формы работы: игровая, проектная деятельность, тренинги, практическая работа, круглый стол, дискуссия.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими и нормативами перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности составляет не менее 45 минут и 1-е классы не менее 90 минут.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования образовательной организации, организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях количество часов внеурочной деятельности сокращается.
Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется учителями, ведущими занятия. Для этого оформляются журналы учета занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся списки обучающихся, Ф.И.О. учителя. Даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в соответствии с рабочими программами курсов внеурочной деятельности.
Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:
- любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;
- осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- познание мира, осознание ценность труда, науки и творчества;
- социальная активность,
- уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполнять правила здорового и целесообразного образа жизни;
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
- сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Коммуникативные результаты
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные результаты
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- основам ознакомительного, творческого, усваивающего чтения;
- Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования в МБОУ «Школа №110» имеются следующие условия: столовая, в которой организовано двухразовое питание, спортивный зал, медицинский кабинет, кабинет музыки, библиотека, кабинет технологии, кабинет изобразительного искусства, школьный музей. Кабинеты начальных классов оснащены компьютерами, проекторами, доской SMART Notebook. Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и спортивным инвентарем.
Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.